Кражи произведений искусства — один из самых прибыльных видов преступлений в мире. По данным Интерпола, они стоят на третьем месте по доходности после торговли оружием и наркотиками. Чаще других воруют картины, нередко под заказ конкретных «черных» коллекционеров. Кража века произошла в мае 2010 года в Париже — тогда из Музея современного искусства вынесли сразу пять шедевров кисти Пикассо, Модильяни, Матисса, Брака и Леже. От картин, которые так и не найдены, остались пустые рамы, а ущерб оценили в полмиллиарда евро. Однако за последние несколько лет были случаи, когда украденные произведения искусства всплывали на крупных аукционах. В нашей галерее — 11 историй отыскавшихся культурных ценностей.
1. Иван Айвазовский «Вечер в Каире»
Скандал вокруг картины Ивана Айвазовского «Вечер в Каире» разгорелся в начале июня 2015 года во время недели русского искусства в Лондоне. Пейзаж, написанный в 1870 году во время путешествия художника в Египет, считался топ-лотом аукционного дома Sotheby’s и оценивался в 1,5-2 миллиона фунтов стерлингов. Но побороться за полотно коллекционерам не удалось. Российское отделение Интерпола заявило, что картина краденая, и потребовало снять ее с торгов. Первый, майский запрос правоохранительных служб удовлетворен не был, но 2 июня, за несколько часов до старта аукциона, Sotheby’s объявил, что «Вечер в Каире» продаваться не будет. Хотя доводы Интерпола не очень удовлетворили аукционный дом, темное прошлое полотна все-таки помешало ему участвовать в аукционе.
По версии международной полиции, в 1997 году картина была похищена из квартиры вдовы Ивана Носенко -— народного комиссара судостроительной промышленности СССР. На это в аукционном доме заявили, что картины нет ни в российской, ни в международной базе украденных ценностей. Сомнения вызывает и тот факт, что картина из собрания Носенко выставлялась лишь однажды — в 1950 году в Союзе художников. Но с той выставки не осталось никаких фотографических или документальных свидетельств. Так что сравнить Айвазовского семьи Носенко и Айвазовского с Sotheby’s не представляется возможным. В аукционном доме не исключили, что вариантов «Вечера в Каире» может быть несколько.
2. Розовый бриллиант «Маленький принц»
В апреле 2013 года на торги Christie’s был выставлен уникальный розовый бриллиант. Несмотря на название, вес у «Маленького принца» солидный — почти 35 карат. А кроме этого, камень обладает редким цветом, благодаря чему розовые бриллианты так любят коллекционировать монаршие особы.
Драгоценный минерал более трехсот лет назад был добыт на знаменитых алмазных рудниках Голконды в Индии и с тех пор несколько раз менял владельцев. В последний раз бриллиант выставлялся на торги в 1960 году, и тогда его всего за $70 000 приобрел ювелирный дом Van Cleef & Arpels. По прошествии 53 лет анонимный покупатель выложил за «Маленького принца» уже $39,3 млн, а Christie’s получил от сделки $3,8 млн комиссионных. А кроме этого — судебный иск со стороны наследников итальянского сенатора Ренато Аньолилло. Они обвинили аукционный дом в продаже краденого.
В жалобе, поданной в суд Нью-Йорка спустя два года после торгов, в марте 2015 года, отмечалось, что Christie’s не провел тщательную проверку драгоценного камня. Иначе в аукционном доме знали бы, что бриллиант был украден у вдовы сенатора, которой «Маленький принц» принадлежал с 1978 года. В Christie’s обвинения опровергли и назвали их «давней и запутанной борьбой за наследство членов семьи покойного».
3. Граффити «Рабский труд» Бэнкси
Граффити «Рабский труд» Бэнкси считается одной из самых знаменитых работ английского уличного художника. Дополнительную популярность рисунку придала история с его похищением и дальнейшим появлением на двух аукционах.
Граффити с изображением мальчика за швейной машинкой, из-под иглы которой выходит гирлянда британских флагов, было создано на стене магазина дешевых товаров Poundland в лондонском районе Вуд Грин в мае 2012 года. А в феврале 2013-го оно было снято со стены вместе со штукатуркой. Вскоре изображение, выражавшее протест Бэнкси против Олимпиады и празднования 60-летия правления королевы Елизаветы II, всплыло на аукционе Fine Art Auctions в Майами. Но с молотка граффити тогда так и не ушло. Попытка его продажи вызвала волну недовольства со стороны жителей Вуд Грина. Они заявляли, что никто не имеет права продавать подаренный городу рисунок. Под давлением рассерженных горожан лот с аукциона сняли. «Рабский труд» вернулся в Британию и даже стал ключевым экспонатом выставки работ Бэнкси в Музее кино. Но после этого граффити выставили на частный аукцион. Жители Вуд Грина вновь пытались протестовать, но на этот раз их доводы не были услышаны. Новый владелец «Рабского труда» заплатил за лот около 750 000 фунтов, а свое имя предпочел оставить в секрете.
4. Огюст Ренуар «На берегу Сены»
В 2009 году жительница штата Виргиния Марсия Фукуа нашла на блошином развале симпатичный пейзаж в массивной раме. Багет она посчитала стоящим того, чтобы поторговаться и заплатить $7. А холст намеревалась позднее вынуть из рамы. Но, прислушавшись к совету матери, отнесла полотно на оценку в аукционный дом Potomack Company. Вывод экспертов был ошеломляющим: картина принадлежит кисти самого Огюста Ренуара.
Вскоре владелица решила выставить неожиданную находку на аукцион. Пейзаж «На берегу Сены» оценивался как минимум в $75 000, но заработать на Ренуаре не получилось. Полотно оказалось краденым и было снято с аукциона. Картину 17 ноября 1951 года похитили из Музея искусств Балтимора. А до этого она хранилась в семье супругов Герберта и Сэнди Мэй, коллекционировавших произведения экспрессионистов и сюрреалистов. Господин Мэй приобрел пейзаж «На берегу Сены» в 1926 году в одной из парижских галерей, а в 1937 году его жена Сэнди передала холст для экспозиции в балтиморский музей. Неожиданное обнаружение полотна в Виргинии и его последующее снятие с торгов породило споры заинтересованных сторон и даже судебное разбирательство.
Решение по делу вынесли лишь в январе 2014 года. Суд отклонил требования Марсии Фукуа признать пейзаж ее собственностью и постановил вернуть картину в Музей искусств Балтимора.
5. Николай Рерих «Закат, Кашмир» и «Гималаи, Канченджанга»
В 2011 году на лондонском аукционе Sotheby’s внимание на два полотна Николая Рериха «Закат, Кашмир» и «Гималаи, Канченджанга» обратил не только купивший их за почти $2 млн частный коллекционер, но и власти Индии, которые стали пытаться вернуть картины в свою страну.
По версии индийских официальных лиц, картины были похищены из Национального института сельскохозяйственных исследований Дели. Правда, пропажу заметили, лишь когда «Закат, Кашмир» и «Гималаи, Канченджанга» засветились на Sotheby’s. Полотна Николай Рерих, предположительно, написал в период с 1935 по 1947 год, когда окончательно обосновался в Индии и жил с семьей в Западных Гималаях.
Всего Национальному институту сельскохозяйственных исследований художник и путешественник подарил 13 картин. Индийская сторона возбудила расследование по факту незаконного вывоза полотен Рериха из страны. Но его результаты пока так и не были озвучены.
6. Иван Айвазовский «Буря у скалистого берега»
Еще одна похищенная, а потом замеченная на аукционе картина Ивана Айвазовского — «Буря у скалистого берега». В 2011 году выставить полотно на торги собирался тогда сенатор, а сейчас депутат Государственной думы Оганес Оганян. Политик приобрел картину в 2004 году и, по собственному признанию, проверил «Бурю у скалистого берега» через Росохранкультуру и Интерпол. Запросы ничего криминального не выявили.
Но в 2011 году выяснилось, что «Буря у скалистого берега» в 1990 году была похищена из Армянского общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами. Во время ремонта неизвестные пробрались в помещение и вынесли полотно из зала приемов, предварительно грубо вырезав холст из рамы. Узнав историю картины, Оганян лично отозвал ее с московского аукциона «Гелос» и пообещал вернуть в Армению. Так, спустя 21 год после исчезновения, 3 июня 2011 года «Буря у скалистого берега» снова появилась в Национальной галерее Армении. «Это, наверное, было предрешено свыше, чтобы я, будучи армянином, приобрел эту картину и вернул ее Армении», — заявил тогда Оганян.
7. Фарфоровый медальон XVIII века с изображением Петра I
В 1996 году из музея-усадьбы «Останкино» был украден овальный фарфоровый медальон XVIII века. Годом его выпуска считался 1773, а местом изготовления — мастерские английского художника-керамиста Джозайи Веджвуда. К тому моменту Веджвуд уже пользовался всеевропейской славой и получал заказы от российского монаршего двора.
Найти похищенный медальон с изображением Петра I на голубом фоне в бронзовой позолоченной раме по горячим следам не удалось. Но в 2011 году он обнаружился в каталоге аукционного дома Dorotheum и был выставлен на торги в Вене. Стоимость лота тогда оценивалась в $100 000. Побороться за произведение Веджвуда с изображением российского императора коллекционеры не смогли: медальон был снял с торгов и в 2012 году возвращен в Россию.
Публика сможет увидеть его не раньше 2016 года. Свое историческое место в Голубом зале дворца в «Останкино» медальон займет после реставрации помещения.
8. Кхмерская статуя воина X века
За последние несколько лет Камбодже удалось вернуть сразу несколько украденных из страны культурных ценностей. Толчком к их возвращению на родину стала история вокруг кхмерской статуи воина X века. В 2011 году она была выставлена на Sotheby’s с эстимейтом в $2 млн, после чего камбоджийская сторона потребовала снять статую с торгов. Как оказалось, статуя была незаконно вывезена из страны в 1970-е годы, а до этого украдена из храмового комплекса Кох Кер. На месте преступления даже остались ступни статуи и ее постамент.
Обнаружив первую пропажу, Камбоджа предъявила претензии еще к ряду американских музеев. В частности, к нью-йоркскому «Метрополитену», в собрании которого находилась пара статуй «Коленопреклоненные служители», также незаконно вывезенных из страны. В 1990х годах они были подарены музею меценатом Дугласом Летчфордом, который в 2013 году проходил в качестве подозреваемого в деле о разграблении комплекса Кох Кер. Также камбоджийская сторона обнаружила контрабандные произведения искусства в музее Нортона Саймона в Пасадене, где находился второй воин — пара того, что засветился на Sotheby’s. В итоге в 2013 году и аукционный дом, и Музей Метрополитен согласились возвратить Камбодже статуи. А в мае 2015 года еще одну вернул Художественный музей Кливленда. Это была статуя индуистского божества Ханумана X века, которая также была вывезена из храма Кох Кер.
9. Эдгар Дега, «Прачки, страдающие от зубной боли»
Картину Эдгара Дега «Прачки, страдающие от зубной боли» Америке пришлось возвращать во Францию. В 1973 году произведение знаменитого импрессиониста было украдено из Музея имени Андре Мальро в Гавре. C тех пор о нем ничего не было известно, пока сотрудник того же музея не узнал полотно в каталоге Sotheby’s.
«Прачек, страдающих от зубной боли» в 2010 году собирались выставить на торги импрессионистов и модернистов. На аукцион картину предоставил ее тогдашний владелец Рональд Грельсамер. О криминальном прошлом полотна он не подозревал и получил его в наследство от отца. Установить факт кражи «Прачек» не смогли поначалу и в Sotheby’s, так как картина не числилась ни в списке похищенных культурных ценностей, ни в базе Интерпола. После запроса французской стороны аукционный дом и коллекционер добровольно вернули «Прачек» на родину. Правда, Грельсамер попросил у властей США выплатить ему компенсацию за изъятое полотно. Во Франции картина считается национальным достоянием и оценивается как минимум в $400 000.
10. Уинслоу Хомер, «Дети под пальмой»
В 1987 году во время поездки на рыбалку местный житель Тони Варни обнаружил на одной из ирландских свалок картину. Найденное полотно он отдал своей дочери Селене Рендалл, которая более 20 лет спустя решила принести его экспертам популярного в Британии шоу The Antiques Roadshow. Те заключили, что перед ними работа кисти американского художника Уинслоу Хомера. В 2009 году картину с эстимейтом в $100 000 выставили на аукцион Sotheby’s, в каталоге которого она фигурировала под названием «Дети под пальмой». Но перед самым стартом полотно с торгов сняли. Поводом к этому послужило вмешательство семьи Мюррей, члены которой предъявили права на картину. Саймон Мюррей утверждал, что «Дети под пальмой» принадлежали его прапрадеду Генри Артуру Блейку, тогдашнему губернатору Багамских островов, и подарил ему картину лично художник. Полотно хранилось в поместье Миртл-хаус, а в 1980-х было похищено, хотя о краже семья узнала, лишь увидев каталог Sotheby’s. Саймон Мюррей предлагал госпоже Рендалл до 30% от стоимости картины в качестве так называемой «платы за находку», но та отказалась. В итоге картина стала предметом судебного спора, к которому в 2013 году присоединились новые действующие лица. Некий Клиффорд Шерер утверждал, что в 2012 году одолжил Селене Рендалл деньги под залог полотна и теперь может претендовать на него. Тяжба вокруг «Детей под пальмой» Хомера продолжается до сих пор.
11. Икона «Освобождение Москвы великим князем Иваном III Васильевичем и крестный ход с иконой Богоматери Владимирской»
В каталоге торгов Christie’s «Иконы и артефакты православного мира», которые прошли в июне 2008 года, под номером 161 числилась икона «Освобождение Москвы великим князем Иваном III Васильевичем и крестный ход с иконой Богоматери Владимирской». Ее оценочная стоимость составляла от $49 000 до $69 000.
Однако икона XIX века оказалась краденой и была снята с аукциона. Культурная ценность в 1994 году была похищена из музея-заповедника «Коломенское». Злоумышленники ночью проникли в помещение, где хранилась икона, причем ничего, кроме нее, не забрали. О том, что произведение XIX века имеет криминальное прошлое, стало известно после запроса, сделанного самим аукционным домом Christie’s в Россвязьохранкультуры. Икона находилась в международном розыске с 1995 года и была занесена в базу Интерпола. А в 2011 году вернулась в Россию.