1. Вокзал станции Подмосковная
Космонавта Волкова, 10, стр. 2, Фотография: Кирилл Лебедев
Вокзал станции Подмосковная Московско-Виндавской железной дороги построен в 1901 году, предположительно, по проекту Юлия Дидерикса. В течение двух месяцев он выполнял функции Рижского вокзала, который не успели достроить ко времени запуска движения по новой ветке. В 1945 году остановку пригородных поездов перенесли на платформу Красный Балтиец, а в здании вокзала разместился телефонный узел. Он проработал здесь до 2000 года, после чего постройка была заброшена и несколько раз горела. В 2008 году она и еще несколько строений станции Подмосковная получили статус выявленных объектов культурного наследия. В 2014–2015 годах они были отреставрированы и признаны памятниками архитектуры. Все, кроме самого вокзала, который вошел в собранную «Архнадзором» десятку исторических зданий Москвы, находящихся в самом запущенном состоянии.
2. Дом Бакшеева
4-й Ростовский пер., 6, Фотография: Кирилл Лебедев
Дом, в котором с 1903 года жил и в 1958 году умер русский советский художник Василий Бакшеев, числится объектом наследия федерального значения. По неподтвержденным данным, здание возведено в 1901 году архитектором Башкировым специально для Бакшеева. Оно оставалось жилым и после смерти художника. По некоторым свидетельствам, в доме продолжала жить его сестра. Сейчас в здании расположены офисы.
3. Жилой дом со студией художника
пер. Чернышевского, 6, стр. 1, Фотография: Кирилл Лебедев
Дом коллежского советника Москатиньева, также известный как «Жилой дом со студией художника». Построен в 1893–1894 годах архитектором Н.Д. Морозовым на части бывшей территории Мариинской больницы для бедных. В начале XX века принадлежал Ю.Д.Москатиньеву. О дальнейшей истории строения известно немногое, но до нас дошла его фотография позднего советского периода с явно различимой табличкой «Ремонтно- строительное управление». В постсоветский период здание было реконструировано. В наше время этот частный жилой дом с приусадебным участком. Он выставлен на продажу. В объявлении указано «внешние стены — деревянный сруб, внутри кирпичная кладка».
4. Изба в поселке Терехово
пос. Терехово, 81, стр. 1, Фотография: Кирилл Лебедев
Сложно поверить, но эта изба 1928 года постройки находится всего лишь в десяти километрах от Красной площади. Жилой дом с приусадебным участком оказался на территории Москвы в 1961 году, когда город поглотил множество окрестных деревень. Однако дотянуть до столетнего юбилея у сруба практически нет шансов, ведь он находится на той территории, где в обозримом будущем отстроят парламентский центр.
5. Дом Льва Толстого
Льва Толстого, 21, стр. 1, Фотография: Кирилл Лебедев
Этот главный дом усадьбы, где жил Лев Толстой в 1882–1901 годах, считается объектом культурного наследия федерального значения. Его построили в 1800–1805 годах, и он является одним из немногих деревянных строений Москвы, переживших опустошительный пожар 1812 года. Изначально принадлежавшая помещику Ивану Мещерскому усадьба неоднократно меняла хозяев. В июле 1882 года Лев Николаевич Толстой купил ее за 27 000 рублей у коллежского секретаря Ивана Арнаутова и существенно расширил дом. Здесь он с семьей и прислугой в количестве восьми человек жил до мая 1901 года, переезжая на лето в Ясную Поляну. Затем в хамовническом доме поселилась семья его старшего сына Сергея Львовича Толстого, а 6 апреля 1920 года был издан декрет Совета народных комиссаров «О национализации дома Льва Толстого в Москве». 20 ноября 1921 года в здании открыт музей Л.Н.Толстого, действующий до сих пор.
6. Дом мещан Петровых
Щипок, 3, стр. 1, Фотография: Кирилл Лебедев
Одноэтажный деревянный дом постройки 1861 года, известный как дом мещан Петровых. К сожалению, интернет не донес до нас никаких сведений о полуторавековой истории этого здания, кроме совсем недалекого прошлого. В 2010 году его продавали за 5 млн долларов, указывая в объявлении «земельный участок с ветхим строением под снос и новое строительство». Несмотря на это, здание сохранилось. 24 июня 2014 года Замоскворецкий совет депутатов согласовал проект градостроительного плана, по которому дом будет сохранен, а рядом построят новое деревянное здание гостиницы.
7. Спорткомплекс в Ясенево
Паустовского, 4а, Фотография: Кирилл Лебедев
Спорткомплекс построили в 1987 году. Проект был разработан для быстрого возведения при строительстве БАМа. В Москве в качестве пилотных построили три таких здания.
8. Дом причта храма Святителя Николая
1-й Голутвинский пер., 14, стр. 2, Фотография: Кирилл Лебедев
Дом причта Святителя Николая в Голутвине — пример типовой послепожарной застройки. Был снесен в 70-х годах прошлого века и воссоздан в 90-х при реставрации, проведенной правительством Москвы. Кстати, в глубине церковной территории есть еще один деревянный дом.
9. Дом в кооперативном поселке на Тимирязевской улице
Тимирязевская, 33, стр. 11, Фотография: Кирилл Лебедев
Один из домов, входящих в состав выявленного объекта культурного наследия «Поселок научных работников «Соломенная сторожка», 1927–1928 годов, арх. К.К.Гиппиус». Кооперативный поселок был назван так в честь дома для сторожей, охранявших угодья образованной в 1865 году Петровской сельскохозяйственной академии. В состав кооператива вошли в основном преподаватели переименованной в 1923 году Тимирязевской академии, а также Карл Гиппиус, который спроектировал все дома, включая собственный. Нынешний хозяин дома любезно разрешил сделать съемку с использованием профессиональных осветительных приборов и рассказал, что здание построено в редком стиле американер.
10. Дом поселка Красный строитель
Мелитопольская, 4а, Фотография: Кирилл Лебедев, Сергей Михеев
Последний сохранившийся жилой дом поселка Красный Строитель, поглощенного Москвой в 1960 году. В конце 2012 года градостроительно-земельная комиссия Москвы одобрила снос дома, назвав его «развалины одноэтажного строения». Целью являлось расширение стоянки грузовиков, которая к тому моменту простиралась под боком обжитого участка. Паркинг расширили, но дом загадочным образом уцелел. Вскоре в Бирюлево произошла печально известная история с погромами, а въезд грузовиков в Москву ограничили ночными часами. В результате парковка грузовиков опустела, а дом остался.
С увеличением хозяйственного значения построек возникают полностью деревянные клети и избы , основу которых составлял сруб из брёвен . Брёвна соединялись «в обло», позже «в зуб» и «в лапу».