Советские власти не баловали праздниками. Почти все красные даты календаря были официальными и не очень уютными. Преобладали демонстрации, парады и торжественные линейки. Поэтому Новый год стоял особняком – ведь можно было просто радоваться.
1. Праздничный стол
Главным ритуальным объектом для советского человека на Новый год был праздничный стол. Во времена дефицита многие продукты появлялись в «меню» обычной семьи не так часто, как хотелось, и выцарапанные из торговой системы деликатесы старались приберечь к какой-то дате.
Именно по столу можно было судить о благосостоянии человека и доступу к блату. Какого-то обязательного перечня не существовало. У кого-то все было заставлено импортом, а кто-то обходился совсем исключительно «made in USSR».
Зато были «хиты»: икра красная и черная, колбаса «Московская», шпроты, печень трески, маслины, а среди блюд – холодец, салаты «Оливье» и «Сельдь под шубой», фаршированные яйца, запеченная курица или гусь.
Стол не то чтобы разнообразный, но и для такого требовалось приложить немало усилий. Даже тот же зеленый горошек в жестяных банках покупали заранее, потому что перед самими праздниками достать его было невозможно. Впрочем, мандарины и «Советское шампанское» были на всех без исключения столах.
2. Лучшее платье
Для советской женщины Новый год был настоящим экзаменом сразу по двум предметам. Проверялось знание современной моды и умение доставать все, чтобы ей соответствовать.
Все старались выглядеть максимально ослепительно, даже если собирались весь вечер провести дома, а уж к предстоящему походу в гости могли готовиться месяц. Тем более, что платье, как правило, не покупали, а шили на заказ. Сначала искали необходимый материал, потом мастера, который мог его пошить, ну и, конечно же, приходилось немного подождать, пока к нему доходила очередь.
Еще сложнее было записаться в парикмахерскую. Чтобы попасть туда за несколько дней до Нового года, договариваться приходилось за два месяца, и работать мастера соглашались только с постоянными клиентами. «Неудачницам» оставалось довольствоваться бигуди и перекисью.
На этом фоне страдания мужчин, которых в главную ночь года насильственно вытряхивали из спортивных штанов и переодевали в костюм, выглядели насмешкой.
3. Елка
Сразу после революции с рождественскими елками активно боролись, как с буржуазным пережитком, но уже в тридцатых советские власти сдались и стали ставить их даже в Кремле.
Каким-то большим дефицитом праздничные деревья не были, особенно в крупных городах. За несколько недель до праздника на улицах появлялись елочные базары. Цены были вполне по силам трудящимся: за полутораметровую просили всего рубль. Правда, лучшие сосенки и елочки старательно откладывали в сторону и продавали либо нужным людям, либо в несколько раз дороже обычной цены – но это уж се ля ви.
Покупали елки, на всякий случай, заранее и хранили на балконе, чтобы те не осыпались раньше времени. Устанавливать и наряжать предпочитали всей семьей за несколько дней до Нового года. Елочные игрушки, кроме импортных из ГДР, можно было свободно купить в магазине и ассортимент был даже шире, чем сейчас. Хотя вряд ли те тыковки, огурчики, неузнаваемые сказочные герои и космические корабли пользовались бы сейчас большим спросом.
4. Детские утренники
Когда в раннем СССР реабилитировали елку, стали проводить специальные утренники для детей. Организация была возложена на профсоюзы, и занималась ей вся вертикаль этой гигантской организации. Рядовые «елки» для работников проводили в Дворцах культуры при предприятиях, а главную – в Кремлевском дворце съездов.
Кроме того, уже в шестидесятых цирки и ТЮЗы запустили свои новогодние программы и некоторые профсоюзы стали покупать билеты у них, но такие мероприятия считались менее престижными.
Основной задачей многих родителей было получение приглашения на самую престижную елку в городе. Ну или хотя бы чуть более крутую, чем на родном предприятии. Поэтому дети иногда умудрялись побывать на 5-6 представлениях.
Ну а главным мерилом крутости утренника был мешочек с подарком, а точнее его содержимое. В них клали конфеты, и это могли быть дорогие шоколадные или всякая неинтересная карамель и ирис.
5. «Голубой огонек»
Появление телевизора превратило обычные посиделки в настоящее культурно-массовое мероприятие. Его поломка или сорванная ветром антенна могли испортить весь праздник. Даже если собиралась большая компания, телевизор обязательно работал где-то в углу, создавая необходимый фон, а уж если праздновали исключительно в домашнем кругу, то без него обойтись было вообще нереально.
И практически вся страна смотрела «Голубой огонек». Изначально это была музыкальная передача, которая шла каждую неделю. Потом она стала выходить только по праздникам, а в 1964 году ее впервые показали на Новый год – и «Огонек» превратился в его обязательный атрибут.
Для современного зрителя, привыкшего к нескончаемому шоу по всем телеканалам и его особенной концентрации на новогоднюю ночь, советский «Голубой огонек» наверняка показался бы сомнительным зрелищем.
Во-первых, смутил бы состав участников. Кроме эстрадных выступлений обязательно присутствовал балет, несколько оперных арий, немного фольклора, плюс сценки с известными актерами и сатириками. В общем, все для всестороннего развития личности. В нагрузку с этим буйством культуры шли обращения космонавтов и ударников соцтруда.
6. Новогодний фильм
Советский кинематограф частенько старался порадовать зрителей какой-то приятной новогодней историей. Премьеры были не каждый год, но довольно регулярно, особенно после того, как полноценно заработало телевидение.
Первая ласточка – «Карнавальная ночь». Затем появились «Чародеи», «Обыкновенное чудо» и «Ночь перед рождеством», но самой новогодней стала комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!». Впервые ее показали в 1976 году, и с тех пор фильм обязательно присутствует в программе в праздничные дни. Не показывали историю Жени Лукашина только в 86-87 годах из-за горбачевской антиалкогольной кампании.
Рейтинги у таких новогодних премьер были колоссальные. Например, у той же «Иронии судьбы» аудитория первого показа достигла ста миллионов, а за первые два года его посмотрели порядка четверти миллиарда зрителей.
Собственно, вся страна в дни праздников буквально прилипала к телевизорам, благо транслировали в это время в основном фильмы и развлекательные программы. Даже новости пускали только в девять часов. Правда, первого числа полноценно работал только один телеканал, на других в лучшем случае показывали балет.
7. Дед Мороз
Известен этот персонаж в России с середины девятнадцатого века, но настоящий бум его начался в шестидесятых века двадцатого. Деда Мороза стало модно приглашать на утренники в детсады, школы, да и прямо на дом. Так для советских актеров и дикторов новогодние праздники превратились в источник легких денег.
Сотни Дедов Морозов разбредались по улицам города, стараясь успеть на все мероприятия и поздравить всех детей. Иногда это были не профессионалы, а просто коллеги с работы, которые разносили подарки от профсоюза и заодно помогали родителям вручить заранее купленные игрушки. Довольно часто сами родители брали напрокат красную шубу и мастерили ватную бороду.
Сам алгоритм действий сложился как-то сам по себе и был единым для представлений во всем Союзе. Если аудитория была большой, первой появлялась Снегурочка, которая проводила среди детей несколько конкурсов, а потом все вместе звали Дедушку Мороза.
Затем шла как бы творческая часть: дети рассказывали стихи и водили хороводы. В финале зажигали гирлянды на елке и раздавались подарки. В индивидуальных заказах Дед Мороз выяснял поведение ребенка в прошедшем году, слушал стишок и после этого опять же вручал подарок. Если не пить в перерывах, справиться с таким сценарием было достаточно просто.
8. Гости
В Европе как-то исторически сложилось, что Рождество – это домашний праздник, а вот Новый год – самое время, чтобы пойти на вечеринку. В СССР бога не было, какой-то общей традиции не выработалось и поэтому в ночь с 31 декабря на 1 января надо было совершить маленький подвиг и успеть побывать сразу везде.
Обычно молодежь предпочитала пойти куда-то в гости. Иногда небольшой толпой они путешествовали от одной квартиры к другой, шумные, веселые, с бенгальскими огоньками и под градусом.
Более солидная публика, обзаведясь детьми и большими холодильниками, предпочитала встретить бой курантов у телевизоров, но и тут все было не так спокойно – очень часто на огонек заглядывали родственники.
Самым же необычным было то, что в гости зачастую заходили соседи. Так повелось еще со времен, когда большинство советских граждан жили в коммунальных квартирах, а телевизор был далеко не у всех. Очень часто люди просто объединялись, накрывали столы в коридорах или самых больших комнатах – и отмечали праздник вместе. Даже когда коммуналки стали разъезжаться, эти привычки/традиции держались еще долго.
9. Подарки
Приходить в гости с пустыми руками было не принято и советские люди были загодя готовились к разным неожиданностям. У многих на антресолях копились целые кондитерские склады, а где-то в шкафах лежали почти готовые подарки. Ведь они могли понадобиться в любой момент, например, когда надо пойти к врачу.
Поэтому приглашение прийти на Новый год встречали во всеоружии: доставали баночку растворимого кофе, коробку конфет и какие-нибудь консервы. Сейчас, придя на праздник с таким набором, вы заработаете славу большого оригинала, а во времена СССР это было в порядке вещей. Даже близким людям покупали вот такие практичные подарки.
Галстуки и запонки, которые сейчас получают мужчины чуть ли не тоннами, тогда не котировались. По крайне мере те, что продавались в магазинах. То же самое касалось советской женской косметики. Ценилась только рижская, всю остальную просто бы не поняли.
Но исключения были. Например, колготки – они всегда были страшным дефицитом. И совсем другое отношение было ко всему в иностранной упаковке. Любую заграничную мелочь принимали с неизменным восторгом.
10. Транспорт
Общественный транспорт в новогоднюю ночь работал даже лучше, чем в обычные дни. Местные власти мобилизовали все резервы, напрягались и из последних сил выпускали дополнительные автобусы и троллейбусы.
Работу маршрутов продлевали до часа ночи, иногда и до двух. В некоторых городах вообще переводили на круглосуточный режим, но это все же была редкость. В любом случае, добраться в праздничную ночь на другой конец города можно было без малейших проблем. А вот первого числа работать все начинали по обычному расписанию.
Также все желающие могли без труда воспользоваться услугами такси. Ближе к ночи почти все машины выходили на работу. Сами таксисты были не очень заинтересованы в таком ударном труде и, чтобы стимулировать, им поднимали план.
В семидесятых в крупных городах появились еще и первые «бомбилы». Сыпаться система начала только в середине восьмидесятых. Парк машин не обновлялся, начались перебои с топливом и тогда приходилось платить «два-три счетчика», чтобы попасть в гости вовремя. Но даже это не могло испортить праздничного настроения, ожидания чуда и вкусно накрытого стола.
Белорусский Дед Мороз одет в длинную шубу до пят, опирается на волшебный посох, не носит очки, не курит трубу, ведёт здоровый образ жизни и не страдает заметной полнотой
Дед Мороз изображается как старик в цветной — голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройкелошадей . Часто приходит в сопровождении внучки