1. Доверяйте возрастному цензу, который указывает театр на афише спектакля
0+. История на 5-10 минут детям до двух лет. Фактически такой спектакль — это игра с предметами не в домашней обстановке. Детям такого возраста важно, чтобы рядом была мама, а не другие дети или взрослые.
3+. Сказка на 20 минут с односложным сюжетом. Это может быть настольный или кукольный театр.
5+. Спектакль на 30-40 минут в кукольном театре с историей с ярко выраженными «хорошим» и «плохим» героями, а также камерные спектакли драматического или музыкального театра.
6+. Любой дневной спектакль драматического или музыкального театра.
12+. Любые спектакли дневного и вечернего репертуара.
2. Подробно изучите любую информацию о спектакле
Для того чтобы не попасть в неприятную ситуацию, очень подробно изучите всё, что связано с постановкой: описание на сайте театра, фотографии, длительность, близость к литературному первоисточнику. Можно почитать рецензии театральных критиков и отзывы других родителей. Если спектакль хоть как-то «прозвучал», и то и другое наверняка есть в интернете.
Чем больше взрослый будет знать о том, что ждёт его и ребёнка в театре, тем меньше неприятных сюрпризов будет во время спектакля.
Особенно это касается новогодних и музыкальных спектаклей. Почему-то часто в России уровень звука на детских «массовых» представлениях ставят запредельно высокий. Барабанные перепонки не то что детей, многих взрослых просто не выдерживают такой нагрузки.
Если же у родителей после всей «подготовительной» работы всё же остались сомнения, нужно ли идти именно на эту постановку, стоит проконсультироваться с кассирами или администраторами театра. Нет людей, которые бы знали репертуар собственного театра лучше именно с точки зрения «попадания» каждого спектакля в свою аудиторию.
3. Не опаздывайте на спектакль
Это банальное и старое правило, но оттого не менее важное. Во-первых, это ужасно мешает артистам. Во-вторых, это отвлекает других зрителей.
В-третьих, любое опоздание, как правило, очень нервирует ребёнка. Вашего ребёнка, прежде всего. Поэтому лучше, гуманнее и разумнее со всех точек зрения приехать заранее.
А если вдруг вы не знаете, чем занять себя и ребёнка до начала спектакля, то вот несколько подсказок от Анастасии Сергеевой: «В любом театре есть фойе с фотографиями актёров. Попробуйте найти тех, кто будет сегодня занят в спектакле. Поверьте, дети очень любят подобные „квесты“. Сходите в буфет.
Не забудьте сходить туалет. Рассчитайте время так, чтобы успеть сделать эти важные дела, потому что в зале не принято шуршать бумажками от конфет. Невежливо поднимать полряда, выбираясь в туалет. Ну и самое главное — спектакль нельзя поставить на паузу, как видеопроигрыватель. Пока вы ходите туда-сюда, пропустите самое интересное».
Купите программку или буклетик спектакля. Сейчас, как правило, в детских театрах их делают очень увлекательными. А также перед походом на спектакли прочитайте правила посещения театра — просто чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не потерять зря время на входе, препираясь с администрацией.
4. Не разговаривайте в голос во время действия
«Тише и ещё раз тише! Если спектакль не предполагает интерактив (живое и непосредственное общение актёров со зрителями), то правило строгое и обжалованию не подлежит. Разговоры в полный голос оставьте до антракта. Во время действия все уточняющие вопросы-ответы только шёпотом. Доведите это умение до безусловного рефлекса, тренируйтесь дома. Как только гаснет свет, переходите на шёпот. Это сложно, но искренняя благодарность соседей по зрительному залу будет вам наградой», — убеждена Анастасия Сергеева.
Так же требовательно относится к соблюдению этого правила Рузанна Мовсесян — и как режиссёр, и как мама: «Я всегда своим детям говорю: никаких вопросов во время спектакля. Если я сочту нужным что-то объяснить, я сама тихонечко на ушко прошепчу во время действия.
В принципе театр надо не понимать, а воспринимать всеми своими чувствами, быть открытым ему, впитывать через эмоцию, а не через голову.
Не надо спрашивать постоянно: «А это что? А то почему? А это зачем?»».
«Для меня ценно, когда у ребёнка есть время пожить с увиденным, подумать. Когда сразу после спектакля, едва успел закрыться занавес, родители не донимают своих детей расспросами, понравилось им или нет. Вечером, дома, вместе с родителями он может все обсудить, родители могут что-то пояснить. Важно дать ребёнку сохранить собственное мнение, не навязывать своё. — говорит Борис Константинов. — Каким бы маленьким не был ваш ребёнок, внутри него — безграничный мир фантазии, который мы в нашем театре хотим только дополнять и развивать».
5. Забудьте про гаджеты на время спектакля
В театре родители могут прожить вместе со своим ребёнком сокровенные моменты, объяснить и поговорить о многом важном. «Помните, вы пришли вместе с ребёнком, а не просто сопровождаете его по маршруту дом-театр-дом, — говорит Анастасия Сергеева. — С кем вашему ребёнку обсуждать перипетии сюжета, с кем поделиться своими эмоциями, если вы все просмотрели, отвечая на суперважные смс?».
Театр — не как кино и телевизор, объясняет Борис Константинов. Действие на сцене происходит «здесь» и «сейчас». Именно поэтому важен контакт с аудиторией, внимание и поведение не только маленьких зрителей, но и их родителей: «Все мы понимаем, что чаще всего спектакль выбирает не ребёнок, а его родители. Поэтому мы очень надеемся, что к нам придут не только взрослые-сопровождающие, а взрослые, сохранившие в глубине себя ребёнка, и что они так же, как и их дети, смогут погрузиться в действие».
6. Уходите со спектакля, если ваш ребёнок мешает другим
Но как быть, если ребёнок откровенно скучает, начал бегать по залу или, что совсем плохо, закатил истерику? Главное — не делать вид, что это не ваш ребёнок и вся ситуация к вам отношения не имеет. «Пожалуйста, подумайте об окружающих и не мешайте им наслаждаться спектаклем, — пытается достучаться до родителей Маргарита Модестова. — Постарайтесь спокойно покинуть зал, обратись к персоналу зала за помощью, чтобы сделать это максимально тихо и незаметно».