С 23 февраля принято поздравлять всех мужчин без разбору, даже тех, кто автомат видел только на картинке, а стрелял разве что в компьютерных зомби. Но вообще-то это День защитника Отечества. А у Отечества всегда были не только защитники, но и защитницы. Сегодня в российской армии служит около 100 000 женщин.
Даже сейчас женщине не так просто пробиться в ряды вооруженных сил, а уж пару веков назад это было и вовсе невозможно. Но пробивались же! На коне, в танке, в окопе, за штурвалом самолета – в России было немало отважных девушек. Мы поздравляем всех, кто нас бережет, и вспоминает тех, с кого все начиналось.
1. Надежда Дурова
Кавалерист-девица Надежда Дурова – человек абсолютно реальный, хотя ее биография выглядит, как сочинение какого-то романтика, которого к тому же сильно заносит на поворотах. Детство дочки гусарского ротмистра и помещицы кисейным точно не было – психопатичная мать дочь ненавидела и однажды даже выбросила ее, тогда еще годовалого младенца, из окна кареты. После этого папа решил, что хватит с него таких семейных радостей и передал ребенка на воспитание своему однополчанину Астахову.
Сама Дурова потом в своих «Записках» говорила, что «седло было моей первой колыбелью». Астахов, не вполне понимая, как обращаться с дитем пола женска, воспитывал ее как пацана. В 18 лет Дурову насильно выдали замуж, она родила сына и немедленно сбежала с проезжим казачьим есаулом, переодевшись в мужское платье.
6 лет Надежда где-то мыкалась с ним под видом денщика, но к началу войны с французами бросила своего казака и напросилась в кавалерийский Коннопольский уланский полк, назвавшись Александром Соколовым, сыном помещика. Участвовала в битвах при Гуттштадте, Гейльсберге и Фридланде, получила Георгиевский крест и звание унтер-офицера.
Так бы и служила, но погубила сентиментальность. Дурова написала письмо отцу, попросив прощения за свое поведение, папаша потянул за нужные нитки и нашел Надежду. Грандиозный эль скандал, позор, арест, возвращение под конвоем домой, к мамкам, к тряпкам.
Вой в обществе стоял такой, что дошел даже до императора. Александр I повел себя довольно неожиданно – вызвал Дурову ко двору, выслушал, покивал головой, изрядно обалдел и… отправил ее в Мариупольский полк в чине подпоручика, выправив документ на имя Александра Александрова, чтобы родня уж точно не смогла ее найти.
Дурова прослужила в армии до 1816 года, командовала полуэскадроном, была на Бородинском поле, вышла в отставку и мирно жила еще долгих 50 лет в Елабуге в компании кошек и собак.
2. Александра Тихомирова
О Дуровой известно так много благодаря ее мемуарам, однако она была далеко не единственной женщиной, принимавшей участие в той войне. Примерно в те же годы 18-летняя Александра Тихомирова осталась круглой сиротой – родители давно умерли, а брат погиб в бою. Девушка достала из секретера метрику брата, состригла волосы и под его именем поступила на военную службу. Она служила в уланском полку, дослужилась до командира роты и только через 15 лет ушла в отставку, так никому и не выдав своей тайны.
3. Мария Бочкарева
Потребовалось еще сто лет, чтобы женщин начали принимать в армию без всякого маскарада. Первым регулярным женским воинским формированием в России стал Добровольческий ударный батальон смерти, которым командовала Мария Бочкарева.
Батальон был сформирован в годы Первой Мировой и не зря получил такое мрачное название – девушки, служившие в нем, не должны были биться и побеждать, из задачей была героическая смерть на поле боя – в устыжение дезертирам-мужчинам.
Сама Бочкарева, полуграмотная крестьянка, добровольно отправилась на фронт в 1914 году и выбила себе высочайшее разрешение на службу – просто так женщин в регулярные войска тогда не брали. Идея батальонов смерти тоже принадлежала ей, и министры с радостью ухватились за такую агит-кампанию. В батальон набрали как немногочисленных женщин-военных, так и огромную толпу девушек с гражданки, в основном, как говорится, из общества. И воевали они всерьез, неся огромные потери.
Но несмотря ни на что, в народе их иначе как «перепуганным бабьем» и «проститутками» не называли, хотя командование ценило женщин-солдат очень высоко. После революции батальоны смерти расформировали, а Бочкарева, которую новая власть обвинила в пособничестве старой, бежала в США, преодолев путь от Петербурга до Владивостока на перекладных, в костюме медсестры.
Пробивная женщина со своими контр-революционными проектами добилась аудиенций у Вудро Вильсона и короля Георга V, рассчитывая получить у них финансовую поддержку. В 1919 году она вернулась в Россию, но повоевать уже не вышло – через несколько месяцев большевики ее схватили и расстреляли без суда и следствия. Ей был 31 год.
4. Екатерина Зеленко
Во время Второй Мировой женщины в армии уже не были редкостью и исключением из правил. Екатерина Зеленко, девочка из аэроклуба, сразу же после совершеннолетия поступила в армию и до самой Финской войны занималась испытанием самолетов. В 1939 она, единственная на тот момент женщина-летчик в боевой эскадрилье, бомбила вражеские склады и инструктировала новичков.
С началом Второй Мировой Зеленко переключилась на нового противника. Она командовала группой бомбардировщиков, совершила 40 боевых вылетов и участвовала в 12 воздушных сражениях.
В сентябре 1941 Екатерина возвращалась с разведвылета, когда ее Су-2 атаковали 7 немецких истребителей. Она подбила один из них, но боеприпасы закончились, и шансов не было примерно никаких. Вместо того, чтобы ждать, пока немцы превратят ее самолет в решето, она направила его в ближайший истребитель.
Зеленко до сих пор остается единственной в мире женщиной, совершившая боевой таран. Обломки ее самолета были обнаружены на глубине трех метров, а сама Екатерина, как ей бы, наверное, и хотелось, навсегда осталась в небе – где-то в закоулках Солнечной системы вращается малая планета Катюша, названная в ее честь.
5. Александра Ращупкина
Впрочем, даже в 1940-х далеко не каждая женщина, которая хотела отправиться на фронт, могла сделать это в открытую. Александру Ращупкину никто на войну пускать не хотел. А она рвалась – оба ее ребенка погибли еще до войны, мужа призвали на фронт, и оставаться в колхозе ей не светило. Освоила трактор – разберется и с танком.
Немного поколотившись о бюрократическую стену, Александра плюнула, переоделась в штаны и, воспользовавшись бардаком в военкомате, записалась в добровольцы под именем Александра Расщупкина. После кратких курсов Александру направили на фронт механиком водителем танка Т-34.
Ее секрет раскрылся за 3 месяца до конца войны, когда машину Расщупкиной подбили. Ее, раненую и контуженую, вытащили из горящего танка и начали перевязывать – тут-то и выяснилось, что никакой она не Александр. Ее бы, возможно, турнули, но за танкистку вступился лично генерал Чуйков. А там и война кончилась.
У этой истории почти невероятно счастливый финал – Александру демобилизовали, муж ее тоже выжил в мясорубке войны, они переехали в Самару и счастливо жили там до конца своих дней. Расщупкина, одна из 20 женщин-танкистов ВОВ, умерла в 2010 году.