„Если говорить неправду достаточно долго, достаточно громко и достаточно часто, люди начнут верить.“ — Адольф Гитлер
В современном мире словосочетание «охота на ведьм» стало фразеологизмом, обозначающим преследования тех, кто мыслит или действует «неправильно». Об этом забывают те исследователи, которые уверяют, что это явление осталось в прошлом.
Пожалуй, по организованному уничтожению людей Святую Инквизицию превзошли только фашисты. В концентрационных лагерях число сожжённых в печах, убитых или просто замученных людей составило около 5 миллионов за 5 лет . Очевидно, что таких ужасающих результатов Гитлер мог добиться, только опираясь на аналогичный опыт предыдущих веков своих соратников по вере. Вот его слова о вере и христианстве: «Сила христианства состояла, например, вовсе не в попытках соглашения и примирения, скажем, с близкими ему философскими мнениями древних. Она состояла в непреклонной фанатической защите только одного своего собственного учения»; «Кто разрушает дело Божие, тот ополчается против воли Божьей»; «Как христианин, я не должен позволять себя обманывать, но я должен быть борцом за истину и справедливость»; «Светские школы недопустимы, так как в таких школах нет религиозного обучения, а общее нравственное обучение без религиозного основания зиждется на пустоте; следовательно, воспитание личности и религия должны основываться на Вере. Нам нужны верующие люди».
Немногие знают, что смертная казнь через сожжение применялась к еретикам, которые не раскаялись. Проще говоря, если ты не попросил прощения у церкви за то, что ты слишком умный, красивый, начитанный или просто женщина, то проходи, пожалуйста, на костер.
15 мая 1252 года Папа римский Иннокентий IV огласил буллу «ad extirpanda», согласно которой разрешались пытки тех, кто подозревался в ереси. Так открылась кровавая страница инквизиции. За 6 веков, пока она существовала, миллионы людей оказались неугодными и были казнены или закончили жизнь в изгнании.
1. Клавдия Птолемея считают праотцом современной популярной астрологии. Он жил в Египте, где и работал в Александрийской библиотеке во II столетии. Модель устройства системы мира разработанная Птолемеем была практически общепринятой в западном мире, в Средневековье активно поддерживалась церковью, поэтому занимала главенствующее положение в течении несколько столетий, аж до 1543 года. Основная её идея заключалась в том, что Земля является неподвижным центром Вселенной. Все остальные планеты и звезды, Солнце и Луна, будучи прикрепленными к идеальным прозрачным сферам, движутся вокруг Земли. Сложная модель Птолемея, тем не менее, позволяла достаточно достоверно предсказывать движения планет на небесной сфере.
Такая модель получила название геоцентрическая система мира.
Геоцентрическая модель. Земля в центре мира
В 1543 году польский астроном Николай Коперник (1473—1543) в своем труде «О вращении небесных сфер» низверг Землю с господствующего центрального положения во Вселенной лишь до положения рядовой планеты, к тому же вращающейся вместе с другими планетами вокруг Солнца.
Теория Коперника не хуже Птолемеевой позволяла рассчитать движения планет, и получила название гелиоцентрическая система мира.
Далеко не сразу иное видение мира Коперника было принято общественностью и тем более католической церковью. Потому что «благодаря» церковному цензору в 1616 году книга Коперника была внесена в список запрещенных «вплоть до исправления». Умер Николай Коперник в возрасте 70 лет от инсульта.
2. Только к 1609 году благодаря использованию телескопа для наблюдения за небесными телами, итальянским ученым Галилео Галилеем удалось «сдвинуть чашу весов» в сторону теории Коперника. Например, Галилей, открыл, что у Юпитера есть четыре спутника, которые каждый по своим орбитам вращаются вокруг него. Тем самым он навсегда опроверг, что все небесные тела вращаются вокруг Земли.
Благодаря телескопу, Галилей обнаружил темные пятна на поверхности Солнца, горы и кратеры на Луне. Это доказывало, что Луна и другие планеты подчиняются тем же законам природы, что и Земля.
Конфликт с церковью был также неизбежен. До конца своих дней ученый был под надзором инквизиции, все его работы подлежали тщательной цензуре. Умер Галилео Галилей в возрасте 78 лет, в своей постели.
Телескоп Галилея и зарисовки кратеров Луны.
3. Но один человек считал, что и Коперник пошел недостаточно далеко в своих идеях. Его звали Джордано Бруно. Даже будучи молодым монахом он жаждал знать все о мире вокруг него, он читал книги, запрещенные церковью и считал, что космос бесконечен и вселенная куда более безгранична, как и сама идея Бога. Вскоре Бруно стал миссионером, проповедующим идею бесконечности космоса по всей Европе. Он с радостью принял предложение прочитать лекцию в Оксфорде, где, как думал он, у него есть шанс поделиться своими идеями с равными себе. Но и там не нашел поддержки. В родной Италии он был отлучен от Римской католической церкви, изгнан в Швейцарии и Германии.
В 1592 году итальянца схватили и на восемь лет бросили в застенки. Пытками его убеждали пойти на попятную, но Бруно остался верен себе. Суд вынес смертный приговор. Взойдя на эшафот, ученый сказал: «Сжечь — не значит опровергнуть! Грядущие века меня оценят и поймут!» Через два с половиной столетия на площади Кампо деи Фиори, где состоялась казнь, возвели памятник Джордано Бруно.
Джордано Бруно на костре инквизиции.
4. Поэт Данте Алигьери был истовым борцом за свои убеждения. Он исправно посещал церковь, чтил служителей, но, как истинный гуманист, не мог согласиться с жестокими приговорами, которые Господь выносит грешникам. Среди которых, по его мнению, немало достойных людей.
В своей великой поэме «Божественная комедия», написанной от первого лица, Данте жалеет обжор, язычников, прорицателей, и иногда его сострадание настолько велико, что он не может сдержать слез. Естественно, подобное осуждение божественной воли не могло не раздражать инквизицию. К тому же описание путешествия по чистилищу было чистой воды ересью, ведь догмат о чистилище был введен церковью много позже.
Данте был неугоден еще и потому, что он открыто критиковал политику папы и был активным участником политической борьбы во Флоренции. Инквизиторы преследовали поэта, и в 1302 году он был вынужден навсегда покинуть родной город.
5. В XV веке в Европе началась эпоха, вошедшая в историю как Реформация — борьба против католической церкви и папской власти. Одним из первых заметных деятелей этого движения стал чешский богослов Ян Гус. Он ездил по городам и читал лекции, изобличающие феодалов и духовенство.
Постепенно влияние Гуса на народные умы стало настолько велико, что папа римский издал специальную буллу, отлучающую чешского священника от церкви. Его проповеди оказались под запретом, но Гус продолжил свою просветительскую деятельность.
В 1414 году его вызвали на церковный собор в немецком Констанце, гарантируя полную безопасность. Но стоило мыслителю приехать в город, как его арестовали и посадили в тюрьму святой инквизиции, где он провел семь месяцев. Даже под пытками Гус не покаялся, за что был приговорен к сожжению. Костер соорудили на ближайшей площади. Когда огонь уже занялся, некая старушка подбросила в костер вязанку хвороста. «Святая простота», — горько произнес Гус.
Когда костер прогорел произошла ее одна ужасная и возмутительная сцена. Наполовину обуглившийся труп измельчили на кусочки, кости тщательно разрубили, а остатки и внутренности бросили в новый костер. Когда же все сгорело до пепла, инквизиторы специально проследили, чтобы прах еретика был выброшен в воды Рейна. Святые отцы боялись, что остатки мученика Гуса будут храниться в народе как реликвия. Впоследствии Гус действительно был объявлен святым.
6. Гуситское движение стало прообразом европейской Реформации XVI века. Его движущей силой был Мартин Лютер , немецкий религиозный деятель.
Мартин родился в семье рудокопа. Бедный мальчик в детстве, учась в школе, был вынужден зарабатывать деньги на пропитание пением церковных песен под окнами горожан. Однако ему удалось окончить университет и получить степень магистра «свободных искусств». Лютер хотел изучать далее юриспруденцию, но, испытав острое чувство страха перед гневом Господним, постригся в монастырь. Он был ревностным монахом и очень способным человеком.
В 1512 году он получил степень доктора богословия и стал профессором библеистики в университете города Виттенберга. Изучении Библии привели его к отрицанию основных тезисов католической религии. Он считал, что Божественная благодать может быть достигнута только путем личной веры, а не при помощи неких добрых дел.
В 1517 году Лютер прибил на дверях церкви бумагу с девяносто пятью тезисами, в которых отстаивал свои принципу. При этом он произнес свою знаменитую фразу: «На том стою и стоять буду!»
Обвиненный Римом в ереси, он отказался предстать перед судом инквизиции, а в 1520 году публично сжег буллу, отлучающую его от церкви.
Лютер был основным «создателем» новой веры — протестантизма, которая признавала абсолютный авторитете Библии, единоспасающей «личной веры» и отменяла церковный культ. Лютер считал, что каждый человек может сам обращаться к Богу без помощи священников, а основой веры человека должны быть не указания папы, а Библия. Чтобы каждый мог читать ее Лютер, как и Гус, перевел эту книгу с латинского на свой родной язык — немецкий.
Само слово «протестантизм» произошло от латинского «протестовать», то есть Лютер создал новое течение в христианстве, которое «протестовало» против католицизма и отвергало его. Протестанты выступали против папы и его приказов и навязывания воли и образа жизни.
Довольно быстро после возникновения новой религии Европа разделилась на католически и протестантские. К последним относятся Швеция, Норвегия, Дания, Англия, Голландия и часть Германии.
7. Мигель Сервет — испанский мыслитель, теолог-антитринитарий, естествоиспытатель и врач. Достижения лекаря в медицине стали предтечей учения британца Уильяма Гарвея о циклическом движении крови. Биография Сервета, первой жертвы протестантского фанатизма, легла в основу книги Стефана Цвейга «Совесть против насилия».
Сервет критично относился ко многим догмам христианства. В частности, он отрицал «троичность» бога, учение о «спасении верой», не признавал крещение младенцев, обличал папство. Он подвергался гонениям как со стороны кальвинистов, так и со стороны католиков. В результате его книгу признали еретической, а самого Сервета арестовали. Во время суда ему удалось бежать. Из Франции он направился искать убежище в Италию, но на пути в Женеве был пойман кальвинистами и, отказавшись признать ересью свои взгляды, был сожжен на костре в возрасте 42 лет.
8. Уильям Тиндейл — английский учёный-гуманист, протестантский реформатор и переводчик Библии родился в Англии. Он свободно говорил на восьми языках, включая греческий, иврит и латынь. Занимался филологией в Кембриджском университете вскоре после того, как там работал Эразм. Изучив сочинения Эразма, оказался под сильным их влиянием и утвердился в мысли, что люди должны иметь возможность читать Библию на родном языке. После того как английские церковные власти воспрепятствовали переводу Библии на английский, он начал работать в Германии на средства, полученные от лондонских купцов.
К 1525 году завершил перевод Нового Завета, который, невзирая на все запреты, тут же оказался востребованным в Англии. После этого принялся за Ветхий Завет. Однажды в горячем споре с одним духовным лицом, выступавшим против передачи Священных Писаний в руки простых людей, Тиндейл поклялся: «Если Бог пощадит мою жизнь, то я сделаю так, что мальчик за плугом будет знать Священные Писания лучше, чем ты сам!». Власти отвергли перевод Тиндейла, а епископ Лондонский скупил большое количество экземпляров и устроил их торжественное сожжение.
В 1536 году Тиндейл был схвачен в Антверпене в Бельгии и сожжён на костре как еретик недалеко от Брюсселя.
9. Чекко д’Асколи — итальянский астроном, астролог, математик, философ и поэт. О его детстве и юности достоверных сведений нет, кроме того, что он посвятил себя изучению математики и астрологии. В 1322 стал профессором астрологии в Болонском университете. В 1324 году впервые предстал перед судом инквизиции по обвинению в ереси, был приговорен к покаянию, штрафу, лишён права преподавать и должен был покинуть Болонью. Он, утверждал, что Христос явился на землю не только по воле Божьей, но и вследствие того, что звёзды сложились определённым образом, и что при определённом положении звёзд можно произносить заклятья, подчиняющие бесов и заставляющие их творить в твою пользу чудеса. Кроме того, что уже не так сильно интересовало церковь, но вызвало недовольство светских властей, д’Асколи поведал каждому, желающему это знать, что планеты, мол, свидетельствуют — Антихрист родится в богатой и влиятельной семье.
В результате был приговорён к смертной казни и сожжён на костре во Флоренции. Это — один из первых учёных, казнённых по приговору суда инквизиции.
10. Джулио Чезаре Ванини — выдающийся итальянский философ, считающийся одним из главных идеологов научного атеизма. Фигура Ванини интересна не только благодаря смелым для того времени идеям, но и его многолетним противостоянием с церквью.
Подобно Джордано Бруно, несмотря на то, что считается интеллектуально уступающим ему, он был среди тех, кто атаковал старую схоластику и помог заложить основание современной философии. Ванини похож на Бруно не только своей скитальческой жизнью и своей смертью, но также и своими просветительскими антиклерикальными идеями. Ванини с возможными предосторожностями высказывает идеи об отрицании бессмертия души. Если бы душа была вечной, писал он, бог не преминул бы вернуть хотя бы одну из них для того, чтобы опровергнуть атеизм. Поэтому человеку не имеет смысла надеяться на потусторонний мир. Им были высказаны мысли о сходстве человека и обезьяны.
Перед казнью Ванини предложили просить прощения у бога. Но мыслитель остался верен себе. Он заявил: «Нет ни бога, ни дьявола, так как, если бы был бог, я попросил бы его поразить молнией парламент, как совершенно несправедливый и неправедный; если бы был дьявол, я попросил бы его также, чтобы он поглотил этот парламент, отправив его в подземное царство; но так как нет ни одного, ни другого, я ничего этого не делаю». Ему вырвали язык, а затем живым сожгли на костре.
11. В 1793 году Антуан Лоран Лавуазье был арестован вместе с 28 откупщиками, обвинён в «в заговоре с врагами Франции против французского народа, имевшем целью похитить у нации огромные суммы, необходимые для войны с деспотами» и приговорен к смерти. Ни громкая слава, ни реальные заслуги перед Францией, ни заступничество бюро искусств и ремесел не спасло его.
8 мая 1794 года в Париже гильотина отделила от тела голову Антуана-Лорана Лавуазье — выдающегося французского учёного, одного из создателей современной химии. Ему было всего 50 лет.
Антуан-Лоран Лавуазье открыл закон сохранения вещества, ввел понятие химического элемента, показал несостоятельность теории флогистона, установил, что кислород является химическим элементом, объяснил процессы окисления, горения и дыхания, предложил новую номенклатуру химических соединений.
Председатель революционного трибунала Коффиналь в ответ на ходатайство о помиловании заявил: «Республика не нуждается в учёных». Приговор был оглашен 7 мая 1794 года и приведен в исполнение уже на следующий день. Математик Лагранж с печальной иронией отозвался об этой казни: «Палачу довольно было мгновения, чтобы отрубить эту голову, но будет мало столетия, чтобы дать другую такую же…».
Через два года Лавуазье был признан несправедливо осужденным и полностью реабилитирован. Посмертно. И нам никогда не узнать, скольких открытий лишился мир, когда великий ученый покинул его.