«Фотография — самое мощное оружие в мире. Люди верят им, но фотографии лгут, даже если ими не манипулируют. Это всего лишь полуправда.»
1. Голод. Судан, 1993 год. Кевин Картер, член группы фотографов Bang-Bang Club, отправился в командировку по Африке и попал в Южный Судан, где и был сделан снимок. Впоследствии кадр «украсил» страницы The New York Times. На Картера обрушилась сокрушающая критика, его обвинили в бессердечности — особенно учитывая то, что автор получил Пулитцеровскую премию за него. «Человек, который настраивает свой объектив лишь для того, чтобы сделать удачный снимок страдающего ребёнка, всё равно что хищник, всего лишь ещё один стервятник», — писали журналисты. Спустя три месяца после получения премии Картер покончил с собой: 27 июля 1994 года он выехал на своём пикапе на берег реки, где примотал липкой лентой один конец шланга к выхлопной трубе, а другой провёл через боковое стекло в салон и оставил двигатель на ходу. Картер скончался от отравления угарным газом. Другие фотографы, оказалось, в той же местности делали подобные кадры, и на самом деле до стервятника более 20 метров, хотя на фото кажется, что он вот-вот начнет клевать ребенка. Спустя много лет выяснилось, что девочка на фото — это мальчик по имени Ньонг Конг, и умер он лишь в 2008 году, как передали его близкие.
2. Все началось с того, что в 1984 году фотожурналист во время командировки Стив Маккарри запечатлел афганскую девушку, забыв спросить ее имя.
Через год снимок оказался на обложке популярного журнала «National Geographiс», немного погодя другие издания также стали публиковать портрет девушки необычайной красоты в качестве символа афганского конфликта и сострадания беженцам всего мира. Только 17 лет спустя все узнали, что героиню зовут Шарбат Гула (Sharbat Gula). А тогда Гуле было около 12 лет. В январе 2002 года команда National Geographic во главе со Стивом Маккарри отправилась в Афганистан для того, чтобы найти девочку с фотографии. Свой ставший знаменитым портрет она увидела лишь в январе 2003 года и, конечно, не знала, что фотография получила такое широкое распространение и вызвала такую бурную реакцию.
3. Это было 72-летие знаменитого ученого, 14 марта 1951 года. Тогда исследователь невероятно устал — его фотографировали все и вся. Лишь сотрудник United Press International Артур Сасс (Arthur Sasse) попытался рассмешить Эйнштейна, на что величайший ум двадцатого века показал фотографу язык. В 2009 году оригинальный снимок озорного Эйнштейна был продан с аукциона за 74324 доллара.
4. Поцелуй на Таймс-сквер. Снимок сделал Альфред Эйзенштадт на праздновании окончания Второй мировой войны. Снимок был помещен на обложку журнала «Лайф». Эйзенштадт наблюдал за празднествами, развернувшимися на Таймс-сквер после выступления президента Трумэна. В какой-то момент в его объектив попала необычная сцена: веселый молодой моряк лет двадцати от избытка чувств сгреб в охапку проходившую мимо юную медсестру и принялся целовать ее. Поцелуй длился достаточно долго, чтобы фотограф сумел сделать несколько кадров и даже немного настроить камеру. По его словам, герой снимка носился по всей улице и обнимал всех женщин, что попадали в его поле зрения, вне зависимости от возраста. В какой-то момент он обнял «что-то белое», а контраст светлой и темной форм сразу же привлек внимание фотографа. Молодые люди поцеловались и тут же разбежались в разные стороны, их имена остались неизвестными. Впоследствии выяснилось, что героями его стала медсестра Грета Циммер Фридман и моряк Джордж Мендоса. 19 февраля 2019 года Мендоса умер.
5. Обед на небоскребе. Шло строительство RCA Buildings в Нью-Йорке 29 сентября 1932 года, и 11 рабочих обедали на высоте 250 метров.
Позднее этот фотоснимок был увековечен в скульптуре на Шестой авеню Нью-Йорка. Автора кадра долгие годы считали некоего неизвестного фотографа, затем считали, что это дело рук Чарльза Клайда Эббетса, но затем опять эксперты решили, что фотограф неизвестен. Кадр был постановочным, но рабочие — самые настоящие.
6. Мэрилин Монро в развевающемся платье. Фотография была сделана во время съемок фильма «Зуд седьмого года». Секс-символ стоит на тротуаре, и теплый воздух, выходящий из нью-йоркской подземки, приподнял подол ее белоснежного легкого платья.
Ходили слухи, что супруг знаменитости, знаменитый бейсболист Джо ДиМаджио, устроил девушке жуткую сцену ревности, а спустя несколько недель они развелись.
7. Фотография офицера, стреляющего в голову закованного в наручники заключенного, не только получила Пулитцеровскую премию в 1969 году, но и также окончательно изменила отношение американцев к тому, что происходило во Вьетнаме. Несмотря на очевидность изображения, на самом деле фотография не так однозначна, как показалось простым американцам, преисполнившимся сочувствием к казненному. Дело в том, что человек в наручниках — капитан вьетконговских «воинов мести», и в этот день им и его подручными было застрелено множество невооруженных мирных жителей. Генерала Nguyen Ngoc Loan, изображенного на фотографии слева, всю жизнь преследовало его прошлое: его отказывались лечить в австралийском военном госпитале, после переезда в США он столкнулся с массированной кампанией, призывавшей к его немедленной депортации, ресторан, который он открыл в Вирджинии, каждый день подвергался нападению вандалов. «Мы знаем, кто ты такой!» — эта надпись преследовала генерала армии всю жизнь. «Он убил человека в наручниках», — говорил Эдди Адамс, — «а я убил его своей камерой». Не выдержав давления, Лоан закрыл свой ресторан и до конца дней жил отшельником. Он умер от рака 14 июля 1998 года, когда ему было 67 лет.
Вскоре после похорон генерала Адамс в последний раз выступил с публичным заявлением, в котором шла речь о Нгуене Нгок Лоане. «Лоан убил вьетконговца, а я убил Лоана из своего фотоаппарата. Фотографии — самое грозное оружие в мире. Люди верят им. Но фотографии лгут, даже если ими не манипулировать. Они всего лишь полуправда. Мне жаль, что он ушел. До конца своей жизни я буду считать его героем».
8. «Ганди и его прялка», Маргарет Борк-Уайт, 1946. Один из самых влиятельных людей 20-го века, Ганди, не любил фотографироваться, однако в 1946 году штатному сотруднику Life, Маргарет Борк-Уайт, было разрешено сделать его фото на фоне прялки — символа борьбы за независимость Индии. Прежде чем фотографа допустили до фотосессии, ей самой пришлось научиться пользоваться прялкой — таковы были требования окружения Ганди. После преодоления этого препятствия Маргарет предстояло еще два. Для начала выяснилось, что с Ганди запрещено заговаривать — у него как раз был „день тишины“, который он по традиции проводил, ни с кем не разговаривая. И, поскольку он терпеть не мог яркий свет, Маргарет было разрешено сделать всего три снимка (сопровождавшиеся тремя фотовспышками). Проблемой была также очень влажная атмосфера Индии, которая отрицательно сказывалась на состоянии фотокамеры, поэтому два первых фото были неудачными, но третий снимок получился. Именно он сформировал образ Ганди для миллионов людей. Фотография стала последним прижизненным портретом Ганди — через два года он был убит.
Маргарет Бурк-Уайт собиралась покидать Индию, когда ей сообщили, что Махатма Ганди убит. Она пришла к его дому, где собрались его родные и близкие, которые знали об ее хороших отношениях с Ганди. Ее приглашают разделить скорбь, поставив условие не фотографировать. Но это оказалось непосильным: Маргарет проносит с собой камеру и делает снимок со вспышкой, после чего ее выставляют вон. Но она еще пыталась вернуться в дом.
9. «Тело Че Гевары», Фредди Альборта, 1967. Головорез? Социопат? Светоч социализма? Или, как назвал его экзистенциалист Жан-Пол Сартр, «самый совершенный человек нашего века»? Независимо от вашей точки зрения Эрнесто «Че» Гевара давно стал святым покровителем« революционеров всего мира. Вне всяких сомнений он — человек-легенда, причем этот статус ему присвоила не жизнь, а собственная смерть.
Недовольные усилиями Че, направленными на пропаганду революции среди бедных и угнетаемых слоев населения Боливии, национальная армия (обученная и экипированная американскими войсками и ЦРУ) захватила и казнила Че Гевару в 1967. Но перед захоронением его тела в секретной могиле, убийцы собрались вокруг него, позируя для постановочной фотографии. Военные хотели доказать всему миру, что Че мертв, надеясь, что его политическое движение умрет с ним. Ожидая обвинения, что фотография сфальсифицирована, предусмотрительные палачи Че Гевары ампутировали его руки и сохранили их в формальдегиде.
Но, убивая человека, боливийские чиновники невольно породили легенду о нем. Фотография, обошедшая весь свет, имела поразительное сходство с относящимися к эпохе Возрождения изображениями Иисуса, снятого от креста. Лицо Че устрашающе спокойно, а его убийцы прихорашиваются перед камерой, один из них указывает на рану в теле Че Гевары
Аллегорическое значение фотографии немедленно подхватили сторонники Че, придумав лозунг „ Че жив!“. Благодаря этой фотографии, Че Гевару будут вечно помнить как мученика, погибшего за социалистические идеи.
10. Малкольму Брауну, 30-летнему фотографу (Ассошиэйтед Пресс) из Нью Йорка, позвонили по телефону и попросили быть на определенном перекрестке в Сайгоне следующим утром, т.к. должно произойти что-то очень важное. Он приехал туда с репортёром из Нью-Йорк Таймс. вскоре подъехала машина, из неё вышли несколько буддийских монахов. Среди них — Thich Quang Duc, который сел в позу лотоса с коробкой спичек в руках, тогда как остальные стали поливать его бензином. Thich Quang Duc чиркнул спичкой и превратился в живой факел. В отличие от плачущей толпы, видящей как он горит, он не произнес ни звука и не пошевелился. Thich Quang Duc написал тогдашнему главе вьетнамского правительства письмо с просьбой прекратить репрессии в отношении буддистов, прекратить задержания монахов и предоставить им право исповедовать и распространять свою религию, но не получил ответа.
11. 13 ноября, 1985. Фотограф — Frank Fournier. Извержение вулкана Невадо дель Руиз (Колумбия). Горный снег тает, и масса из грязи, земли и воды толщиной 50 метров буквально стирает с лица земли всё на своем пути. Количество погибших превысило 23.000 человек. Катастрофа получила огромнейший отклик во всем мире, отчасти благодаря фотографии маленькой девочки, по имени Омаира Санчаз. Она оказалась в ловушке — по шею в жиже, ее ноги оказались зажаты в бетонной конструкции дома. Спасатели пытались откачать грязь и освободить ребенка, но тщетно. Девочка держалась три дня, после чего заразилась сразу несколькими вирусами. Как вспоминает журналистка Кристина Эчандиа, находившаяся рядом все это время, Омаира пела и общалась с окружающими. Ей было страшно и она постоянно хотела пить, но держалась очень мужественно. На третью ночь у нее начались галлюцинации. Фотография сделана за несколько часов до наступления смерти.
12. В пятидесятых годах жители Минаматы на юге Японии обнаружили аномалию, которая поражает животных и людей, вызывая физические уродства и неврологические травмы, все это в результате загрязнения ртутью, брошенной в море компанией химических веществ под названием Chisso.
На фото Томоко Уэмура принимает ванну со своей матерью, она — одна из жертв заражения химическими веществами, сфотографированная У. Юджином Смитом, который решил обнародовать загрязнение Минаматы в 1970 году.
Эта фотография была результатом нескольких снимков, когда был сделан идеальный снимок, на котором запечатлен взгляд матери и улыбки Томоко.