Американский писатель Том Эйлинг предлагает несколько действенных способов развить в себе писательский талант.
1. Станьте убийцей
Фрагмент портрета писателя Евгения Чирикова. Иван Семенович Куликов, 1904 год.
Убейте этот фильтрующий голос, звучащий в вашей голове. Спустите с цепи своего внутреннего творца. Редактировать будете потом.
2. Захватите внимание читателя
В каждой истории начинайте с самой напряженной части — с арки. Начните с нее вне зависимости от того, какое место она в итоге займет в сюжетной линии: начало, середину или конец. Этот совет также прекрасно работает и в устном рассказе («Я рассказывал вам о том случае, когда меня сбила машина?»)
3. Короче — лучше
Индекс Флеша-Кинкейда, разработанный в 1975 году, подсчитывает уровень удобочитаемости. Если кратко, тест Флеша-Кинкейда состоит из двух частей: легкость чтения по Флешу (определяет, насколько легок текст для чтения) и уровень образования по Флешу-Кинкейду (определяет количество лет учебы, необходимых человеку для того, чтобы понимать тот или иной текст).
Результат с индексом 5.1 означает что написанный вами текст соответствует уровню пятого класса. Теперь остается вопрос, хотите ли вы писать на низком уровне удобочитаемости или на высоком уровне удобочитаемости? Подумайте о своей аудитории. Чтобы вам проще думалось, вот несколько примеров:
*Закон о доступном здравоохранении — уровень высшего образования;
*Джоан Роулинг — уровень 5,5 класса;
*Стивен Кинг — уровень 6,1 класса.
4. Теория Давида
Братья Стругацкие за работой
Август, 1504 год. Толпа восхищается шедевром Микеланджело, скульптурой Давида.
«Должно быть, было сложно сваять такой шедевр. Как вы это сделали?» — спросил храбрый мальчик.
«Да это просто. Скалываешь все, что не выглядит, как Давид», — ответил Микеланджело.
Вы не можете редактировать пустой лист. Ключ к писательству — позволить себе писать ужасно. Писать, писать, писать. Потом написать еще немного. После того, как вы написали все, что только можно, приступайте к фазе редактирования, удаляя здоровенные куски вашей работы, так же как Микеланджело поступал с мраморной плитой.
5. Пишите, проговаривая текст вслух
Вы общались таким образом всю свою жизнь. Пишите в той же манере, в какой вы говорите, чтобы избежать неестественного механического стиля.
6. Прибавляйте «ценность» с каждым предложением
Бернард Шоу в рабочей обстановке, 1932 год
Объяснюсь: устраняйте беспорядок. Двигайте историю вперед с каждой строчкой. Способы увеличить «ценность» текста: факты, анекдоты, юмор, диалоги и так далее.
7. Постоянство
Когда у меня нет настроения писать, это знак — надо садиться и писать. Самый быстрый известный мне способ войти в колею, это писать в одном и том же месте, в одно и то же время каждый день.
8. Читайте каждый день
Илья Ильф читает книгу «Двенадцать стульев». Фотограф Елеазар Михайлович Лангман, 1930 год
Я слушаю подкасты пару раз в неделю. Часто звучит вопрос: «Что вы читаете?» Ни разу я не слышал, чтобы гость подкаста затруднялся ответить на этот вопрос. У этих людей всегда есть ответ, потому что они всегда читают. Тем не менее этого нельзя сказать о подавляющем большинстве. Согласно исследовательской группе Statistics Brain, 33% выпускников школы никогда не читали книг после выпуска, 42% выпускников колледжей не брали в руки книги после колледжа. Шокирует.
9. Художественная литература или нон-фикшн?
Я читаю нон-фикшн, чтобы укрепить фундамент своих знаний, а художественную литературу я читаю для того, чтобы увеличить свой творческий потенциал и писательские способности. И недостаточно просто читать книги. Это должны быть великие книги.
10. Всегда делайте заметки
Александр Солженицын на природе с блокнотом для заметок
Вдохновение рождает возможность. Если вы находитесь вне дома и вас вдруг посещает идея, запишите ее. Ричард Брэнсон, Марк Твен, Эрнест Хемингуэй и Людвиг ван Бетховен — повсюду носили с собой записные книжки. Остальные тоже.
11. Что посеешь, то и пожнешь
Я побаиваюсь делиться своими идеями, историями и чувствами, безопаснее держать их при себе. Однако когда мне недостает эмоциональной связи в процессе написания, содержание написанного мной выходит тусклым. Ты пожинаешь то, что посеял. Если я хочу тронуть читателя, я должен выразить свои истинные чувства с помощью слов, даже если мне страшно быть откровенным.
12. Изъян «эксперта»
Размышления американского писателя Уильяма Фолкнера
«Я не эксперт в Х. N разбирается во всем, что связано с X гораздо лучше меня. Мне вообще не стоит трогать X». Бесконечные сравнения с кем-то вытравливают жизнь из творческого процесса.
13. Информационное беспокойство
Прежде чем мы начали жить в информационный век, информация доставалась человеку дорого. Сейчас информация повсюду, и мы вошли в век творчества. Джоффри Намберг в своей рецензии на книгу Джеймса Глика «Информация» написал: «Это чувство информации, которое позволяет людям заявлять, что в копии ежедневного издания „Нью-Йорк Таймс“ информации больше, чем среднестатистическому жителю Англии XVII века удалось бы раздобыть за всю свою жизнь».
Степень сложности завоевания читательского круга становится все более очевидной, потому что информация легкодоступна, но вот вам совет как удержать внимание вашего читателя. Исследования показали, что люди воспринимают текст в форме F-образного паттерна. Следовательно, использование подзаголовков для определения тем внутри ваших историй критично. Соответственно, в этой статье все подзаголовки сдвинуты влево, что привлекает ваше внимание.
14. «Осторожно, спойлеры!». Начинайте с конца. Определите желаемый результат
Когда бы я ни взял в руки хорошую книгу, я перелистываю в конец и читаю заключение. Я делаю это для того, чтобы позаимствовать образ мыслей писателя и понять желаемый результат. Люди говорят: «Это портит чтение!» Хорошо, может, они и правы, но в том числе это учит меня тому, как вести своего читателя сквозь историю, через реальный опыт от первого лица. Я обнаружил, что у писателя есть определенная цель, проходящая через всю книгу. Писатель уже знает конец, еще даже не сев за написание начала.