1. «Весна на Заречной улице» (СССР, 1956).
Режиссеры — Феликс Миронер, Марлен Хуциев
Открывает мой список настоящая и нестареющая классика советского кинематографа. На трогательной, по-детски наивной, но все так же любимой истории любви учительницы вечерней школы и ее подопечного-сталевара выросло не одно поколение зрителей. А еще это один из самых весенних фильмов, который нам когда-либо удавалось увидеть. Держу пари, что еще много лет даже в наш век цифровых технологий его показ 1 мая будет одной из самых рейтинговых трансляций на ТВ.
2. «Доживем до понедельника» (СССР, 1968).
Режиссер — Станислав Ростоцкий
Пожалуй, один из лучших советских школьных фильмов, когда-либо снятых. Камерная, довольно-таки простая, но в тоже время мощная и глубокая драма моментально завоевала любовь критиков и зрителей. По опросу журнала «Советский экран», «Доживем до понедельника» признали лучшим фильмом 1969 года, по результатам голосования пользователей «Кинопоиска» — картина до сих пор входит в Топ-250. А образ принципиального учителя истории Ильи Семеновича Мельникова в исполнении Вячеслава Тихонова и вовсе стал каноническим. Меняются дети, родители, учителя, но вот картина Станислава Ростоцкого вот уже почти 50 лет не теряет и не будет терять еще как минимум столько же своей актуальности.
3. «Большая перемена» (СССР, 1973).
Режиссер — Алексей Коренев
Справедливости ради это четырехсерийный телевизионный фильм, но это не имеет большого значения, тем более что в те годы термин «мини-сериал» еще не был в нашей стране в ходу. Картина Алексея Коренева все-таки несколько слабее первых двух из нашей подборки — трудно не согласиться с тем, что сценарий, поведение и мотивация персонажей порой вызывают недоумение. Но бесподобный актерский ансамбль, «дрим тим», где даже в маленьких эпизодах собраны представители аж четырех поколений советского кино, и общая позитивная атмосфера эдакого легкого раздолбайства вкупе с множеством ставших крылатыми цитат делают это кино по-настоящему народным. И хоть в пятый, хоть в десятый, хоть в сотый раз заново переживать историю взаимоотношений Нестора Петровича с его 9 «А» одинаково интересно.
4. «Общество мертвых поэтов» (США, 1989).
Режиссер — Питер Уир
Эта пронзительная драма о силе свободомыслия и становлении личности по праву стала одним из главных кинохитов 80-х. И пусть далеко не во всем можно согласиться с энергичным учителем литературы, которого блестяще сыграл Робин Уильямс, но главный посыл картины — нельзя ни минуты своей жизни тратить впустую — можно и нужно использовать как девиз. А самому Уильямсу эта роль принесла номинацию на «Оскар» как лучшему актеру. Сценарий же был вполне заслуженно удостоен заветной статуэтки.
5. «Человек эпохи возрождения» (США, 1994).
Режиссер — Пенни Маршалл
Этот фильм можно смотреть даже мельком, но все равно будет понятно, что он сделан в соответствии со всеми голливудскими стандартами массового кино, какие только можно вспомнить. Не забыли и обязательный хэппи-энд. Только вот есть в этой картине Пенни Маршалл какое-то свое неповторимое обаяние. Уже сама идея того, что герой Дэнни Де Вито, волею обстоятельств ставший преподавателем в армейской учебке, будет заниматься интеллектуальным развитием здоровых лбов, по разным причинам подавшимся в солдаты, вызывает улыбку. А реализована она все-таки неплохо, и не нужно смущаться негативными отзывами, потопившими фильм на момент выхода. Кино просмотра заслуживает.
6. «Опасные умы» (США, 1995).
Режиссер — Джон Н. Смит
Если вы по какому-то невообразимому стечению обстоятельств еще не слышали рэп-нетленку Gangsta Paradise, то вам сюда. Один из самых знаменитых саундтреков 90-х как нельзя кстати подходит истории о том, как бывший морпех, а ныне учитель английского языка в исполнении Мишель Пфайффер, находит ключи к сердцам трудных подростков в классе. Картина действительно достойная, хитом стала неспроста и за 20 лет с момента выхода актуальности ничуть не утратила. А Пфайффер своей ролью может гордиться.
7. «Опасная профессия» (Франция, 1996).
Режиссер — Жерар Лозье
Почти через 10 лет после выхода «Директора» с Джеймсом Белуши, пользовавшегося популярностью в нашей стране в эпоху видеосалонов, французы сняли свой вольный ремейк этой истории. Стоит признать, что эта версия получилась удачнее американской. Если «Директор» из мрачной криминальной драмы в концовке скатился в обыкновенный боевик, «Опасная профессия» с первых кадров и до самого финала остается трагикомедией. Там, где запросто можно было удариться в чернуху и бытовуху, французские кинематографисты умудрились высказаться о, в общем-то, невеселой теме, с присущей им иронией и добрым юмором. К тому же в главной роли недотепы-учителя здесь блистает тогда еще разборчивый в выборе сценариев Жерар Депардье, а музыку написал сам маэстро Владимир Косма. Жаль только, что в дальнейшем французское кино стало под натиском Голливуда постепенно терять свою самобытность. Здесь же ее хоть отбавляй.
8. «Учитель и чудовища» (США, 1996).
Режиссер — Харт Бокнер
Самый хулиганский из всех представленных здесь фильмов. Один из членов легендарной троицы Цукер-Абрахамс-Цукер, подарившей миру несколько шедевров пародийного кино, Дэвид Цукер поучаствовал в работе над этой картиной как продюсер и соавтор сценария. Собственно, если вы видели «Аэроплан», «Голый пистолет» и «Горячие головы», то этот фильм мало чем от них отличается. Главные объекты пародии — все драмы об учителях в «трудных» школах. Все составляющие таких картин здесь доведены до крайней степени абсурда, а самые разнообразные хохмы и гэги нагромождены друг на друга на втором и третьем планах настолько, что многие не сразу можно увидеть. Может быть, к середине девяностых подобное уже несколько приелось, поскольку «Учитель и чудовища» в год выхода почти никто не заметил, да и кассовым или видеохитом его трудно назвать. Хотя Джон Ловиц в главной роли здесь великолепен, и вообще фильм ничем не хуже других пародий от Цукера и компании. Смотреть следует строго в переводе Леонида Володарского.
9. «Школа рока» (США, 2003).
Режиссер — Ричард Линклейтер
В карьере прославленного независимого режиссера эта картина драматургически самая простая и безыскусная. Ну ничего особенного нет в истории о том, как лузер, не оставляющий мечты стать рок-звездой, обманом устраивается в элитную школу на место учителя и решает собрать из учеников настоящую группу со всеми вытекающими. Однако в ней есть одно но: этого самого лузера сыграл неистовый Джек Блэк, превративший свою роль в актерский бенефис, которым хочется наслаждаться снова и снова. Отличная и добрая комедия для всей семьи и настоящая ода любви к рок-музыке.
10. «Хористы» (Франция, 2004).
Режиссер — Кристоф Барратье
И в завершение подборки — чудесная история о создании школьного хора в интернате для трудных подростков в послевоенной Франции учителем-идеалистом в исполнении Жерара Жуньо. Один из самых кассовых французских фильмов в истории не только получил две номинации на «Оскар». Картине Кристофа Барратье удалось снискать любовь зрителей по всему миру, причем заслуженно. Упреки же в излишней доброте не выдерживают никакой критики, поскольку добро здесь льется с экрана не цинично-манипулятивное, а вполне искреннее.