Женские имена — не редкость на карте мира. Но за каждым из них стоит своя история — нередко личная трагедия или, наоборот, счастливая повесть о любви. Как появился на карте пик Евгении, кто та загадочная Мария, в честь которой назван мыс в Новой Зеландии, и где живут пингвины Адели?
1. Гора Марфы Черской
Восточнее цепи Верхоянских гор расположен хребет Черского. Назван он в честь геолога, палеонтолога и исследователя Сибири Ивана (Яна) Черского. Одна из вершин этого хребта носит имя его жены Марфы (Мавры) Черской. Марфа Павловна была не только преданной женой, но и разделяла увлечение мужа географией. Она участвовала во многих его экспедициях и вела походные дневники.
В 1892 году, в день смерти супруга во время очередной экспедиции в Сибири, Марфа писала: «Июня 25-го. Всю ночь муж не мог уснуть, сильные спазмы. Пристали к правому берегу. Обнаружили кости бизона. Пробы №238, 239, 240… Муж умирает».
Свою последнюю волю Иван Черский сообщил в письме в Академию наук. В нем он сообщал, что болен, и просил, чтобы в случае его смерти экспедиция под руководством Марфы дошла до Нижнеколымска и выполнила работы, «тематика которых доступна моей жене». Марфа не только выполнила волю мужа, но и профинансировала дальнейшие исследования Сибири. Узнав о смерти Черского, друзья и коллеги собрали большую сумму денег и передали ее вдове. Но Марфа Павловна пожертвовала ее исследователям на новые научные открытия.
2. Пик Евгении Корженевской
«На заднем плане ледника оказались мощные снежные горы и среди них особенно громадный, куполообразный пик, который я хотел бы назвать пиком Евгении, в честь моего друга, которому так много обязан по своим поездкам», — писал на Памире в своем путевом дневнике географ Николай Корженевский. Было это летом 1910 года.
Действительно, Евгения Корженевская делила с мужем все трудности исследований высокогорного рельефа Памира с тех самых пор, как они познакомились в части ее отца, командира 10-го Туркестанского стрелкового батальона полковника Сергея Андреевича Топорнина. Молодой офицер Корженевский прибыл в часть для прохождения воинской службы, но вскоре женился и решил посвятить жизнь научным исследованиям. В свою первую совместную экспедицию они отправились почти сразу же после свадьбы. Евгения помогала мужу в научной работе и обработке материалов экспедиций.
Супруги прожили долгую и счастливую жизнь. Несмотря на свое дворянское происхождение, они пережили Октябрьскую революцию и смогли продолжить научную работу в Советском Союзе.
3. Село Екатериновка
Первые поселенцы появились в тех краях, где теперь стоит село Екатериновка (в Партизанском районе Приморского края) еще в XIX веке. Впрочем, поселок чуть было не вымер, едва зародившись: несколько жителей села заразились брюшным тифом. Врач был только в соседнем Владимиро-Александровском селе, где тогда стоял гарнизон. Лечить селян взялся военный доктор Любский. Рискуя собственным здоровьем, он обошел все землянки и принялся за лечение. Людей удалось спасти — до эпидемии дело не дошло. Местные жители были так благодарны доктору, что решили назвать село в его честь — Любовка. Но доктор отказался — слишком скромным человеком был. Тогда село назвали в честь его жены Екатерины. Кстати, она и сама была врачом и самоотверженно помогала мужу спасать больных.
4. Женское озеро
В республике Марий Эл недалеко от поселка Юрино находится прекрасное озеро. Оно притягивает не только своей красотой, но и легендой. Считается, что некогда на его месте располагался женский монастырь. Так получилось, что одна из монахинь согрешила. Об этом узнали сестры и начали молиться, чтобы Господь простил ей ее грех. Но их мольбы не были услышаны, и монастырь потихоньку стал уходить под землю. Когда монахини это увидели, решили не спасаться, а погибнуть вместе с согрешившей сестрой и искупить ее вину. Когда монастырь совсем скрылся под землей, на его месте образовалось озеро. С тех пор и зовут его Женским. Кстати, сейчас женщины приезжают сюда в надежде обрести юность и красоту: говорят, что воды озера имеют целебный омолаживающий эффект.
5. Мыс Марии Ван-Димен
Недалеко от южного побережья Австралии расположен крупный остров. Долгое время его называли Ван-Дименовой Землей и лишь затем переименовали в Тасманию, в честь первооткрывателя — голландского мореплавателя Абеля Тасмана. Но если первоначальное название Тасмании сейчас с карты исчезло, то на северо-западе Новой Зеландии по-прежнему есть место, которое носит имя Марии Ван-Димен — мыс в ее честь. Легенды гласят, что она была возлюбленной Тасмана, по одной из версий — дочкой губернатора Нидерландской Индии (современная Индонезия) Антони Ван-Димена. Тасман просил руки у отца, но согласия не получил. Вместо этого в 1642 году отец Марии отправил жениха-неудачника в опасное и долгое путешествие на поиски неизвестного южного материка. Отец Марии полагал, что из этого плавания моряк уже не вернется. Но Абель не только вернулся, но и сделал важнейшие географические открытия. Именно он открыл Новую Зеландию, приняв ее за северные берега Южной Земли. Впрочем, говорят, несмотря на такие заслуги, жениться на дочери губернатор Тасману так и не позволил.
Многие, правда, сомневаются в этой истории: нет никаких подтверждений тому, что у Ван-Димена была дочь. Зато хорошо известно, что у него была жена по имени Мария. Так что по второй версии — Тасман закрутил роман с женой губернатора, за что и был сослан в далекое плавание.
Впрочем, есть и третья версия — самая простая: мореплаватель называл земли в честь Ван-Димена и его жены просто потому, что они снаряжали его экспедиции и ратовали за открытие новых земель для родной Голландии.
6. Земля Адели
На побережье моря Дюрвиля в Восточной Антарктиде расположена Земля Адели. Она была названа в честь жены руководителя французской антарктической экспедиции 1838–1840 годов Жюля Дюмон-Дюрвиля. «Это имя должно увековечить глубокое уважение к преданной спутнице жизни, которая трижды соглашалась на длительную и тяжкую разлуку и позволила выполнить до конца мои планы исследований в дальних краях», — позже писал мореплаватель. Во время той экспедиции французские исследователи провели первые в Антарктиде геолого-разведывательные работы, собрали коллекции местных камней и растений. Тогда же Дюмон-Дюрвиль открыл новый вид пингвинов, которых назвал также в честь своей жены — пингвины Адели.