Мы можем придумывать описания любви бесконечно, но в любом случае, любить – это, прежде всего, глагол, то есть действие. Каковы же наилучшие способы дать вашим близким почувствовать себя любимыми? Возможно, наука знает ответ.
Любовь – это зависимость. Любовь – это 11-факторный кубик Рубика. Любовь – это загадка, у которой миллион отгадок, и никогда не известно, которая твоя. Мы можем придумывать описания любви бесконечно, но в любом случае, любить – это, прежде всего, глагол, то есть действие. Каковы же наилучшие способы дать вашим близким почувствовать себя любимыми? Возможно, наука знает ответ.
Недавно ученые провели исследование, в рамках которого они решили этот вопрос, используя теорию «культурного консенсуса». Если выражаться кратко, суть заключается в том, что они спрашивали людей не о том, что их лично заставляет чувствовать себя любимыми, а о том, что нужно для этого всем людям, или, во всяком случае, большинству.
Гипотеза состоит в том, что существует культурное определение любви, которое передается нам через традиции, клятвы, романтические комедии, и тому подобное. Даже если не все мы хотим этого для себя, каждый инстинктивно понимает, когда его любят.
Ученые опросили 500 человек, предложив им выразить свое мнение по поводу 60 утверждений. Каждый пункт опросного листа начинался со слов «Большинство людей чувствуют себя любимыми, когда…», после чего следовал тот или иной сценарий. Некоторые сценарии носили романтический или сексуальный характер (вроде «большинство людей чувствуют себя любимыми в тот момент, когда занимаются любовью»), а другие отражали более платоническую или мимолетную ситуацию («большинство людей чувствуют себя любимыми, когда им доверяют», или «большинство людей чувствуют себя любимыми, когда получают комплимент от незнакомого человека). Респонденты оценивали каждое утверждение как истинное, либо ложное.
Затем ученые обработали полученные данные. Согласно результатам их подсчетов, пять главных вещей, которые заставляют людей чувствовать себя любимыми (здесь не помешала бы барабанная дробь) таковы.
На пятом месте – чувство близости к природе. Четвертое – кто-то говорит вам «я тебя люблю». Третье – домашние питомцы счастливы видеть вас. Второе – ощущение, которое вызывает доверчиво прижимающийся ребенок. И, наконец, на первом месте – кто-то проявляет сочувствие к вам в трудную минуту.
Удивительно, что в первую пятерку не вошли ни физическая, ни романтическая привязанность. Похоже, дело не в том, что секс и держание за руки совсем не внушают нам чувство, что нас любят. Просто общий консенсус в отношении всего, что связано с сексом, намного мене устойчив в сравнении с консенсусом в отношении домашних животных. Из этого исследователи сделали вывод, что наше культурное определение «любви» гораздо в большей степени связано с родственной или платонической любовью, чем с «любовью как действием».
Между тем, исследователи выделили также пять моделей межличностных отношений, которые в наименьшей степени внушают людям ощущение, что они любимы.
В этом списке на пятом месте «кто-то настаивает на том, чтобы вы проводили все время с ними». На четвертом – «кто-то пытается заставить вас вести здоровый образ жизни». На третьем – «кто-то ревнует вас». На втором месте – «кто-то говорит вам, что для вас лучше». И на первом – «кто-то постоянно хочет знать, где вы находитесь».
Исследователи выдвинули гипотезу о том, что такое поведение рассматривается, как попытка контролировать. Особое значение здесь имеет тот факт, что большинство подобных претензий со стороны других воспринимаются как оскорбительные отношения. Стоит отметить, однако, они не рассматриваются всеми респондентами как одинаково неприятные. Огромное большинство людей сказали, что пункты 1 и 2 не внушают им чувство, что их любят, в то время как по пунктам 4 и 5 мнение разделилось. Почти половина респондентов сказали, что такое поведение вполне может заставить их почувствовать любовь к себе.
Исследователи также отметили, что неприязнь в отношении моделей поведения из второго списка может быть специфическим американским феноменом. Например, в менее индивидуалистических странах люди, возможно, рассматривают такое поведение как нормальное. В Америке, однако, личная свобода является базовой национальной ценностью, и люди с большей вероятностью будут ощущать тревогу, чем любовь человека, который хочет постоянно знать, где они находятся и что с ними происходит.
Разумеется, так же как не существует универсального способа внушить человеку чувство поддержки, не существует и способа заставить его чувствовать себя любимым, или хотя бы ощущать комфорт и непринужденность. Если вы не знаете, что необходимо близкому человеку, чтобы чувствовать себя любимым, есть совсем простой способ: спросите!